Сильно! 😓Честно говоря, испытываю напряжение, говоря о суицидах... Могу объяснить, с чем это связано.
Во-первых, уход из жизни происходит из-за того, что ранее никто не заметил душевную боль человека. Родители — не уловили значимость трудной жизненной ситуации, в которой оказался их ребенок. Учителя — делали акцент на подаче знаний и успеваемости, а не на ментальных страданиях учеников. Ровесники — сами не заметили, как «подлили масло в огонь», ухудшили переживания друга на фоне его обостренного пубертатного кризиса.
Во-вторых, трудно противостоять внешнему влиянию тех, кто оказался источником психотравматизации подростка и своим отношением спровоцировал начало процесса самоубийства в рассрочку. Вначале появляются пассивные суицидальные мысли по типу «Вот было бы хорошо, если бы всё закончилось». Постепенно появляются замыслы: как лучше уйти из жизни. Вспоминаю старшеклассницу, которая дрожащей рукой протянула мне свою тетрадочку с личными записями и с ужасом о своих же собственных мыслях просила почитать. Три способа ухода… Вот что там было подробно описано… Вы не беспокойтесь. У нас все получилось. Перепуганная мама сразу взялась за все необходимые изменения и заняла сторону своей дочери в бесконечной череде насилия, которое обрушилось на неокрепшую личность.
Далее совсем всё жестко — суицидальные намерения. Принимается решение, ищется возможность и совершается несущий смерть поступок. Мне страшно. А вам? Вы не подумайте, что я специалист-суицидолог и наслаждаюсь хроническими пресуицидами. Отнюдь. Я оказываю помощь психотравмированным людям, которые ищут способ повысить качество своей жизни. У меня не просиживают часами в кабинете «Анны Каренины» (Толстой Л.Н., «Анна Каренина»), Николаи Ставрогины (Достоевский Ф.М. «Бесы), Мэри Гибсон (А. Конан Дойль, «Загадка Тюрского моста») и другие.
☝🏻И тут я провела онлайн-занятие в рамках регионального семинара-совещания «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних». Семинар организован на базе Института развития образования Иркутской области. Было весьма приятно поработать с моим высокопрофессиональным коллегой — Дмитрием Владимировичем Труевцевым — руководителем Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, научным сотрудником лаборатории экспериментальной патопсихологии Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидатом психологических наук, доцентом.
Тема моего выступления: «Психическая травма (буллинг, жесткое обращение) как фактор суицидального поведения: методы вмешательства». Она сейчас, к сожалению, как никогда актуальна (в видеоролике – фрагменты моего занятия).
Я обязательно продолжу тему, а пока хочу поинтересоваться у вас, коллеги: приходилось ли вам работать с суицидальными случаями? Часто ли встречается такая молодёжь? Какие методы и приёмы оказания помощи вы готовы подсказать, опираясь на свой уникальный опыт?💞